юр

Банкротство юридических лиц (предприятий)

     Основным признаком банкротства юридического лица является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда должны были быть исполнены.

     Правом на обращение в суд с заявлением о признании банкротом, обладают:

  •  должник
  •  конкурсные кредиторы
  •  уполномоченные органы

     Должник — юр. лицо имеет право самостоятельно инициировать процедуру банкротства. Более того, в ряде случаев (ст.9 ФЗ-№127) оно обязано это сделать, если:
— удовлетворение требований одного/нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и/или иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
— уполномоченным учредительными документами органом юр. лица, принято решение об обращении в суд с заявлением должника;
— органом, уполномоченным собственником имущества должника;
— унитарного предприятия, принято решение об обращении в суд с заявлением должника;
-обращение взыскания на имущество юр. лица существенно осложнит/сделает невозможной его хозяйственную деятельность;
-юр. лицо отвечает признакам неплатежеспособности (недостаточности имущества).

     Кредиторы имеют возможность предъявлять свои претензии с момента начала процедуры банкротства. Все требования оформляются только в рамках дела о банкротстве. При этом интересы кредиторов представляет собрание кредиторов, где каждый участник наделяется количеством голосов, в зависимости от суммы задолженности. В рамках собрания выносятся решения, относительно проведения этапов банкротства.

     Дело о банкротстве юр. лица, предполагает возможность прохождения следующих процедур:

Наблюдение — применяется в целях проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура призвана определить возможность восстановления платежеспособности должника либо необходимость признания его банкротом. Наблюдение осуществляется временным управляющим, не наделенным правами руководителя предприятия, но имеющего полномочия утверждать некоторые сделки должника.

Финансовое оздоровление – направлено на восстановление платежеспособности юр. лица и погашения задолженности в соответствии с графиком. Однако, на практике данная процедура практически не применяется.

Внешнее управление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности; вводится арбитражным судом, осуществляется внешним управляющим, который полностью наделяется правами руководителя и органов управления должника. Закон предусматривает применение в процедуре внешнего управления ряда юридических и экономических мер, направленных на создание комфортных условий для восстановления платежеспособности предприятия.

Конкурсное производство — применяется к должнику, признанному банкротом, для удовлетворения требований кредиторов. Все права и обязанности по управлению предприятием, инвентаризации и оценке имущества и активов юр. лица переходят к конкурсному управляющему. На этом этапе происходит реализация имущества должника на торгах – из полученных от этой деятельности средств, производится удовлетворение требований кредиторов. Заканчивается конкурсное производство вынесением арбитражным судом решения, на основании которого в ЕГРЮЛ делается запись о ликвидации юр. лица.

Мировое соглашение — применяется на любой стадии банкротства, в целях прекращения производства по делу, путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. В зависимости от стадии, на которой оно заключается, процедура заключения может иметь те или иные особенности (ст.ст.151-154 ФЗ-№127).

Если целью банкротства является исключительно ликвидация юр. лица, то возможно применение упрощенной процедуры банкротства. А в отношении юр. лиц – должников по обязательным платежам во внебюджетные фонды и бюджет — ускоренная процедура банкротства.

     Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ (далее – Закон) в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц.

     Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона). До вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств. Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. «б» п. 3 ст. 1 Закона).

     Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для обычных организаций и с 500 тыс. до 1 млн руб. – для стратегических предприятий и естественных монополий (п. 2, п. 38-39 ст. 1 Закона).

     Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст. 1 Закона). Нововведение затрудняет назначение руководством должника «лояльного» арбитражного управляющего, однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием «нужного» арбитражного управляющего сохранилась.

     В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09), сейчас же это требование закрепили в законе.

     Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (п. 31 ст. 1 Закона). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.